Украинско-еврейское взаимопонимание нуждается в изменении мировоззрения. Часть первая
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона Читальный зал
    Мировые новости Наша деятельность
    Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости

          Комментарии и анализ

          Украинско-еврейское взаимопонимание нуждается в изменении мировоззрения. Часть первая

          Виталий Нахманович. Фото с сайта DJC.com.ua

          Украинско-еврейское взаимопонимание нуждается в изменении мировоззрения. Часть первая

          30.09.2013, Наука

          В преддверии дня памяти жертв Бабьего Яра главный редактор сайта HistorIanS Андрей Портнов беседует c ведущим научным сотрудником Музея истории г. Киева, ответственным секретарем Общественного комитета по увековечению памяти жертв Бабьего Яра Виталием Нахмановичем.

          Андрей Портнов: Я начну с вопроса о новом мемориальном проекте в Бабьем Яру, на этот раз авторства Ларисы Скорик. Можете ли Вы кратко рассказать о том, что предлагают построить в этот раз? И не пришло ли время протестовать против этих планов?

          Виталий Нахманович: Во-первых, сегодня одновременно идет речь о ДВУХ различных мемориальных проектах, посвященных трагедии Бабьего Яра. Автором одного из них, действительно, является Лариса Скорик. Вначале она планировала построить музей Бабьего Яра в форме большой шестиконечной звезды – т.н. Звезды Давида. В ходе обсуждения этот проект вызвал много замечаний, ведь в таком виде он однозначно ассоциировался исключительно с еврейской трагедией. Со временем Лариса Павловна нашла общий язык с Ильей Левитасом, который сегодня является, скажем так, «главным консультантом» национального заповедника «Бабий Яр», на территории которого это сооружение предполагается возвести. Результатом этого стал абсолютно эклектичный проект, предполагающий, кроме музея, реализацию давней мечты Левитаса: аллеи Праведников и Площади Согласия. Аллея Праведников – это два ряда гранитных плит с именами тех, кто спасал евреев в оккупированном Киеве. Площадь Согласия – это очевидная реплика Поклонной горы в Москве – там планируется поставить рядом синагогу, мечеть, православную часовню и костел. Все это счастье должно появиться за станцией метро «Дорогожичи», на территории бывшего Бабьего Яра, по нашим данным – в значительной части на территории, где проводились расстрелы. Хотя, разумеется, соавторы этого проекта утверждают, что никаких расстрелов здесь не было.
          Второй проект создан по заказу т.н. Фонда памяти «Бабий Яр», от имени которого сегодня выступает некий Александр Левин, украинско-американский бизнесмен и еврейский общественный активист. Проект, автором которого является архитектор Виталий Васягин, включает музей, еврейский религиозный центр и парк жертв. Относительно наполнения наблюдается определенная нестыковка: на недавней презентации архитектор рассказывал об экспозиции, посвященной фактически двум дням массовых расстрелов евреев 29–30 сентября 1941 г., а господин Левин убеждал, что музей будет посвящен всем погибшим. Интересно и то, что автору ни в коей мере не мешает существование проекта Скорик. Он даже «учел» его в своем собственном. То есть – пусть расцветают все цветы!
          Место для этого сооружения также выбрано «удачно» – на территории бывшего Еврейского кладбища возле Бабьего Яра. Конечно, «по данным» инициаторов, кладбища здесь или вообще не было, или кладбище было, но не было захоронений.
          Вообще складывается впечатление, что усилиями многочисленных желающих что-то построить Бабий Яр вскоре полностью исчезнет с карты города. Ведь каждый новый застройщик начинает с того, что вооружается заключением очередного «уважаемого» эксперта о том, что «его» участок лежит вне мемориальной зоны. Вот и для заповедника «Бабий Яр» серьезная государственная структура с длинным названием «Всеукраинский научно-методический и исследовательско-информационный центр архитектурного наследия» разработала «научную» документацию, согласно которой места расстрелов локализованы столь искусно, что не могут помешать уже никакому будущему строительству. А окрестные кладбища изначально выведены за пределы заповедника, дабы не возникало лишних вопросов.
          Очевидно, что здесь аккумулируется целый комплекс проблем. Главная из них – упорное нежелание государства взять на себя ответственность за решение всех спорных вопросов. Речь даже не о финансировании. Но почему город не может определить участок, гарантированно располагающийся вне всех зон расстрелов и захоронений? Неужели там вокруг все уже распродано под застройку? И почему нельзя поручить Институту истории НАНУ создать научный совет для разработки концепции музея, а Министерству культуры – организовать открытый архитектурный конкурс? Привлечь к этой работе ВСЕХ общественных активистов, озабоченных проблемами Бабьего Яра, но координировать ее на государственном уровне. Вопрос, конечно, риторический. К сожалению, современное украинское государство не может взять ответственность даже за острейшие проблемы дня нынешнего, что уж говорить об ответственности за память.
          Что остается нам всем? Снова протестовать, то есть пытаться сохранить Бабий Яр максимально не обезображенным до тех пор, когда Украина, наконец, превратится в полноценное государство с пониманием связи между прошлым, настоящим и будущим? Очевидно, так…

          Андрей Портнов: Чему Вас лично научила история 2002-го с недопущением строительства общинного центра в Бабьем Яру, что, собственно, и вызвало к жизни Комитет «Бабий Яр»?

          Виталий Нахманович: На самом деле, эта история стала очень важной для меня. Менее чем за два года до этого я вернулся в Киев по приглашению Еврейской Конфедерации Украины, предложившей мне стать ее исполнительным директором. До этого я долгое время жил в Москве и имел возможность наблюдать за становлением Российского Еврейского Конгресса, демонстрировавшим вроде бы новый этап в жизни постсоветского еврейства. Целая группа бизнесменов взялась финансировать развитие еврейской общины, что должно было привести к серьезному снижению зависимости от иностранных спонсоров, которые часто вели себя как европейцы в африканских колониях. Международные еврейские чиновники, неся «бремя белого человека», пытались привить местным евреям «правильное» представление о еврейской жизни, не забывая при этом о собственных карманах. Ведь зарплата этих «цивилизаторов» пропорциональна «нечеловеческим» условиям их работы. В общем, происходило все то, что вскоре ярко описала Дина Рубина в своем гротескном романе «Синдикат», вызвавшем глубокое возмущение со стороны «профессиональных евреев».
          Итак, предполагалось, что диверсификация источников существования и выход на арену местных филантропов должны оживить еврейскую общину. Поэтому, когда в Украине появилась организация, объединившая, с одной стороны, известных еврейских бизнесменов, а с другой, общественных активистов, находившихся к тому времени в состоянии перманентного конфликта, мне показалось, что это возможность для выхода общинной жизни на качественно новый уровень.
          К сожалению, очень скоро стало ясно, что Конфедерация не сможет оправдать возложенных на нее надежд. Главной проблемой было отсутствие лидера – ее изначально создавали таким образом, чтобы уравновесить влияние всех действующих лиц. Но когда речь идет о собственных деньгах, желательно все же понимать, почему и на что ты должен их давать. Ведь наши бизнесмены такие же ассимилированные постсоветские евреи, у которых национальный сентимент уже появился, но нет никакого представления о национальной жизни. Поэтому кто-то же должен им подсказывать, как лучше тратить деньги. А когда к тебе приходят поочередно разные активисты и рассказывают, что давать ты должен именно ему, а остальные – аферисты, ты, естественно, теряешь всякое желание кого-то поддерживать.
          Поэтому я достаточно быстро понял, что никакой системной работы от Конфедерации ожидать не приходится. Но оставалась еще одна возможность, которой я не мог не воспользоваться. Конфедерация имела собственное издание. Это был бюллетень – небольшой, но дорогостоящий из-за полноцветной печати, офсетной бумаги и высокой зарплаты главного редактора. Мне удалось убедить Попечительский совет, что за те же деньги можно издавать полноценную газету, выходящую раз в две недели, с перспективой превратиться в еженедельник. Так появился «Еврейский обозреватель», который вскоре стал единственным проблемно-аналитическим изданием на фоне десятков «стенгазет», специализировавшиеся на бесконечном плаче по жертвам Холокоста и восхвалении собственных учредителей и спонсоров. Была сформирована солидная редколлегия, в которую вошли известные журналисты, долгое время работавшие в еврейских изданиях. Поскольку «Обозреватель» стал едва ли не первой общинной газетой, платившей довольно приличные гонорары, со временем сложился круг постоянных авторов со всей Украины. Мы объявили подписку, о которой в еврейской среде уже забыли, поскольку зарубежные спонсоры приучили читателей к бесплатной рассылке.
          Мне казалось, что такое издание должно стать той площадкой, где можно было бы не только обсуждать насущные проблемы общинной жизни, но и предлагать новые идеи, которых так не хватает еврейскому сообществу. Ведь как историк я убежден, что, в отличие от того, чему нас учит марксизм, именно идеи являются движущей силой исторического процесса. Кризис еврейской жизни на постсоветском пространстве – это, в первую очередь, кризис новых идей, которые объединяли бы людей для совместного существования.
          Итак, когда в начале 2002 года был обнародован проект строительства Еврейского общинно-культурного центра «Наследие» в Бабьем Яру, существовала уже достаточно известная и авторитетная газета, как будто независимая от «Джойнта» – американского благотворительного фонда, инициировавшего этот проект. Скажу откровенно, что принимая для себя решение подвергнуть проект «Наследие» публичной критике на страницах «Обозревателя», я не очень надеялся на успех. Через «Джойнт» в то время поступала львиная доля всех иностранных пожертвований, следовательно, практически все еврейские организации в той или иной степени зависели от него. Опыт других, нееврейских проектов тоже не вдохновлял. Но зачем тогда вообще было создавать серьезное, практически независимое издание, если оно будет оставаться в стороне от столь болезненной проблемы?
          С другой стороны, когда дискуссия уже широко развернулась, лично у меня возникла надежда, что именно Бабий Яр станет точкой, которая приведет украинскую еврейскую общину к определенному катарсису. Как известно, наше ассимилированное еврейство рефлекторно отзывается на единственный раздражитель – антисемитизм, соответственно в истории его интересует лишь апогей антисемитизма – Холокост. Поэтому проблема увековечения памяти жертв Холокоста и Бабьего Яра как его символа на территории Украины – это единственное, что действительно касается всех евреев. Следовательно, они должны быть искренне заинтересованы в том, чтобы это место не было в очередной раз осквернено, теперь уже собственными, еврейскими руками.
          Я ошибся. Моральный кризис еврейской общины оказался гораздо глубже, чем можно было представить. То, что среди руководителей еврейских организаций, тотально зависимых от иностранных подачек, почти не найдется тех, кто осмелится бескомпромиссно противостоять проекту, можно было ожидать заранее. Но что значительное количество рядовых евреев будет искренне поддерживать строительство общинного (т.е. культурно-развлекательного) центра на костях… Речь идет не о функционерах, пытавшихся убедить всех, мол, центр не развлекательный, Бабий Яр был не здесь, расстрелы происходили в другом месте… Обычные люди были убеждены, что возвести общинный центр на месте массовых расстрелов – это и есть лучшая форма увековечения памяти погибших! Интересно, что это полностью совпало с постмодернистским обоснованием «Джойнта»: «На том месте, где нас уничтожали, мы и возродимся!» Неуважение к месту упокоения оказалось одинаковым у современных западных либералов и вчерашних советских коммунистов.
          Хотя тогда совместными усилиями удалось остановить проект «Наследие», но произошло это только после того, как «дискуссия» вышла за пределы еврейских организаций и вообще за пределы Украины. Что касается меня лично, то нейтралитета Конфедерации хватило где-то месяца на четыре. После этого «Джойнт» нашел «убедительные» аргументы в пользу моего увольнения и прекращения полемики на страницах «Обозревателя». На этом мой опыт «профессионального еврейства», к счастью, закончился, хотя я и не жалею, что приобрел его.
          К сожалению, неудача с воплощением проекта «Наследие» не стала уроком для тех, кто его инициировал и поддерживал. «Джойнт» через пару лет тихонько свернул проект, уволив пару местных руководителей. Думаю, только потому, что они не справились с задачей, а не вследствие признания собственной ошибки. Местные «лидеры» сделали для себя единственный вывод: надо было лучше давить на власть и игнорировать протест. Морального изъяна самой идеи никто из них не увидел, поэтому сегодня мы имеем уже два актуальных и, по меньшей мере, один виртуальный проект аналогичного строительства.

          Андрей Портнов: В позиции Комитета по увековечению памяти жертв Бабьего Яра четко очерчена важность открытости ко всем группам погибших, отказа от эксклюзивной трактовки Бабьего Яра как места только еврейской памяти. Но в таком случае возникает угроза, что правда о том, что именно евреи составляли большинство погибших, будет размыта или просто отодвинута на второй план? Отчасти так уже не раз происходило: и в украинских учебниках истории, и в юбилейных речах президентов Кучмы и Януковича. Ни первый, ни второй в своих выступлениях по поводу очередной годовщины расстрелов даже не произнесли ни слова «евреи», ни слова «Холокост».

          Виталий Нахманович: В свое время советская власть упорно игнорировала еврейские жертвы Бабьего Яра и Холокоста в целом, в том числе из-за опасений, что акцентирование на исключительной судьбе евреев во время войны может размыть или отодвинуть на задний план жертвы среди других народов. Сегодня Вы высказываете противоположное опасение. В связи с этим я хочу сделать два замечания.
          Во-первых, чтобы понять истинные масштабы Холокоста надо его с чем-то сравнить. Вы может сказать: во время войны было убито около 6 млн евреев. И что, спросят у Вас, а сколько погибло неевреев? Если Вы скажете, что это неважно, то можете ожидать ответ, что в таком случае неважно и количество погибших евреев. Нельзя увековечивать память об одних жертвах ценой полного игнорирования других. И нельзя продемонстрировать масштаб одной трагедии, если не сравнивать ее с другими. При этом следует понимать, что судьба евреев во время Второй мировой войны была исключительной не потому, что кроме них никого не убивали, и не потому, что евреев было убито больше, чем представителей других народов, и даже не потому, что евреев убивали тотально (рома и синти убивали так же)… Судьба евреев была исключительной вследствие исключительного отношение к ним со стороны нацистов, той роли, которая была отведена им в идеологии Третьего Райха – как олицетворения всего мировоззренческого, культурного и исторического «негатива», якобы противостоящего «арийской идее». Но этого нельзя понять, если просто подчеркивать исключительность еврейской судьбы и еврейских жертв без сравнения с другими народами, политическими, социальными и конфессиональными группами.
          Если же говорить конкретно о Бабьем Яре, то признание нееврейских жертв может только подчеркнуть количество еврейских. С другой стороны, никакие цифры не могут заставить человека обращать меньше внимания на то, что ему просто ближе. И любая попытка проигнорировать эти жертвы из-за того, что их было несравненно меньше, будет вызывать только возмущение.
          Теперь посмотрим на эту ситуацию с другого ракурса. В советское время общественность ассоциировала Бабий Яр исключительно с еврейской трагедией. И что, это как-то влияло на власть или на учебники? Ладно, на советскую власть и ее учебники общественное мнение вообще не влияло. Но и во времена независимости наибольшую активность в Бабьем Яру проявляют опять-таки еврейские организации. И возможностей донести свой взгляд до властей у них гораздо больше, чем у ромов или даже украинских националистов (особенно, если речь идет о временах Кучмы или Януковича). Поэтому в данном случае не стоит апеллировать к «неправильной» позиции общественности. И наши государственные деятели, и авторы школьных учебников – это, в первую очередь, советские люди, и они, по советской привычке, просто боятся произнести слово «еврей». У них каждый раз получаются то «лица еврейской национальности», то «еврейское население». А лучше вообще не называть, типа, и так все знают, чего мы сюда сегодня пришли.
          Но проблема заключается в том, что попытки скорректировать свою позицию, отталкиваясь от искаженной позиции общественных активистов, или государственных чиновников, или казенных ученых, могут привести к тому, что мы вообще потеряем собственное видение истории. Вы же видите, что сегодня происходит в Украине: мы все время вынуждены подстраиваться под агрессивные попытки наших соседей навязать нам свой взгляд на историю. И поэтому, вместо того, чтобы спокойно разобраться с определенными болезненными проблемами, мы каждый раз думаем: а как ОНИ это используют? А думать об этом бесполезно, как в масштабах Украины, так и в пределах Бабьего Яра, поскольку ОНИ все равно используют все так, как ИМ потребуется.

          Андрей Портнов: Учитывая безразличие украинского государства, фрагментированность еврейской жизни в Украине и многочисленные фобии «новой русификации», свойственные значительной части национальной интеллигенции, каковы шансы на то, что Холокост все же будет интегрирован в украинский нарратив Второй мировой войны? Почему, по Вашему мнению, это важно? И, кстати, как Вы оцениваете упомянутое мною ощущение «российской угрозы», постоянно присущее многим нашим коллегам?

          Виталий Нахманович: На самом деле, Вы привели классический набор факторов, которые, по мнению многих, непосредственно связаны с памятью о Холокосте, но на самом деле не имеют к ней никакого отношения. Точнее, не имеют отношения к той памяти, которая ДОЛЖНА сформироваться. Именно к памяти, то есть концептуальному видению, а не нарративу, т.е. перечню определенных фактов. Действительно, если речь идет о нарративе, то сильная еврейская община, очевидно, способна протолкнуть в учебники описания самых ужасных эпизодов Холокоста, небезразличное государство должно было бы поддержать это в угоду Европе, а отсутствие «русской угрозы» – избавить национально сознательную часть общества от опасения, что все это будет использовано только с целью в очередной раз представить украинцев извечными погромщиками и пособниками нацистов.
          Но, по-моему, такая интеграция Холокоста в украинскую историю никому не нужна. Потому что это, действительно, будет только механическим описанием событий еврейской истории – пусть очень трагических и произошедших на украинских землях, но все равно «чужих». Потому что новое видение истории Второй мировой войны требует не просто добавления новых аспектов или замены одних фактов другими. Новое видение истории войны требует нового понимания причин ее возникновения, условий, в которых к власти пришли главные ее виновники: в России – большевики, а в Германии – нацисты. Условий, в которых западные демократии оказались неготовыми противодействовать агрессивному тоталитаризму, а вынуждены были сначала всеми силами стараться удовлетворить аппетиты одного диктатора, а затем пойти на союз с другим. Мы должны понять, почему первая половина прошлого века прошла при доминировании не просто антилиберальных, но античеловеческих идеологий практически на всем пространстве от Атлантического до Тихого океанов.
          И только в этом контексте мы сможем понять, в чем заключался истинный смысл Холокоста для его инициаторов, почему нацисты вели против евреев войну на уничтожение, почему считали именно их причиной всех мировых проблем. Вместе с тем мы поймем, в чем заключается духовная (а не только политическая) общность нацизма и коммунизма, кто был «евреями» в большевистском государстве, а также, почему либеральное мировоззрение, на самом деле, по происхождению намного ближе к красно-коричневым, чем мы себе обычно представляем.
          Именно такое видение Холокоста и должно быть интегрировано в новую украинскую историю, которая будет не просто историей украинского этноса и бесконечных попыток создать независимое государство, а станет органической частью истории человеческого духа и безверия, христианского и постхристианского мира, Европы и человечества…
          Что же касается «российской угрозы», то она заключается не в том, что нас присоединят к новой империи, хотя и таких попыток исключать нельзя. Гораздо более опасной и актуальной является угроза духовная. Сегодняшняя Россия олицетворяет совокупность цивилизационных ценностей, на которых в свое время были возведены средневековые ордынское и московское государства, а впоследствии русская и советская империи. Эти ценности не просто отдают предпочтение интересам государства перед интересами отдельного человека, они сводят государство к персоне его руководителя, а граждан – к его бесправным рабам. Наверное, такой отказ от свободы в обмен на освобождение от личной ответственности соответствует потребностям большинства тамошнего населения, неслучайно в демократическом протесте в сегодняшней России, как и в начале прошлого столетия, непропорциональную роль играют представители национальных меньшинств, в частности евреи. Но очевидно, что это несовместимо с европейским выбором и вообще с тем, что уже много веков называется Западным миром. Значительная часть жителей Украины, к сожалению, готова подчиниться такой системе. Не знаю, является ли это следствием нескольких столетий существования под московской властью, или, действительно, украинцы ментально гораздо ближе к русским, чем это представляется нашим прозападным политикам… Так или иначе, именно это и есть то, что можно назвать настоящей «русской угрозой», и против чего, кстати, неплохой прививкой было бы, в частности, новое видение истории Холокоста и других геноцидов ХХ века.

          Андрей Портнов: Однажды Вы высказали очень интересное и провокационное наблюдение о том, что в целом память евреев Украины о XX веке комплиментарна памяти советской, так как два ключевых события последней – Октябрьская революция и Великая Отечественная война – для евреев означают соответственно отмену дискриминационных законов и окончание Шоа. Зато для украинцев оба эти события означали поражение в борьбе за государственную независимость. Тогда где и как возможны согласие и взаимопонимание украинской и еврейской памяти?

          Виталий Нахманович: Для того чтобы найти пути к пониманию в этом аспекте, нужно понять, что коллективная память не есть чем-то навечно устоявшимся. Память народа связана с общим видением его истории, современности и, самое главное, будущего, то есть с тем, что называется идеологией, мировоззрением.
          Сегодня у еврейского народа в мире есть три основные модели исторической памяти, связанные, соответственно, с разной мировоззренческой позицией. Первая – это традиционная религиозная модель. Ее основу составляет память об исторических событиях, произошедших, в основном, в библейские времена. Именно в память о них установлены все основные еврейские религиозные праздники и траурные дни от Рош а-Шана (Нового года) – дня создания Мира и человека, до 9 ава – дня траура в память о разрушении Первого и Второго храмов. Впоследствии к этому добавлялись памятные дни в честь событий, значимых для общин отдельных стран, но база до сих пор остается общей. Стоит отметить, что эта система предусматривает в будущем смысловые изменения, связанные с окончанием истории вследствие прихода Машиаха, когда все траурные дни превратятся в большие праздники.
          Другая модель памяти – израильская, связанная с возникновением и развитием государства вследствие победы сионистского проекта. Она также связана с историческими событиями от древнейших времен, но теми, что символизируют борьбу за государственную независимость еврейского народа – от войны Маккавеев до восстания Бар-Кохбы. В ней основной упор делается на истории сионизма как политического течения, провозглашении государства Израиль и войнах, которые оно ведет в течение всего времени своего существования.
          Наконец, третью модель можно охарактеризовать как секулярно-диаспорную. Это память ассимилированных евреев разных стран, которых с еврейством связывает фактически только внешнее давление, то есть антисемитизм. Эта модель акцентирует внимание на таких событиях, как погромы и преследования, принятие или отмена антиеврейских законов. Именно ее я имел в виду, когда говорил о памяти евреев Украины, ведь они до сих пор остаются постсоветским ассимилированным сообществом.
          Следует обратить внимание на то, как одни и те же события интерпретируются в различных моделях памяти. Так, например, израильтяне высоко чтят Маккавеев, во II в. до н.э. освободивших страну от эллинистического селевкидского господства. Религиозная традиция тоже имеет праздник, связанный с этими событиями – Хануку. Но он установлен в честь чуда, происшедшего в очищенном Храме после изгнания оккупантов-язычников. Собственно Маккавеи не стали героями религиозной традиции потому, что больше полагались на собственные силы, чем на Б-жью помощь. Сама история Маккавейских войн дошла до нас через христианскую Библию или секулярное историописание.
          Другой пример. Как известно, Холокост является центральным событием диаспорной памяти, общей для секуляризированных евреев во всем мире. В государстве Израиль тоже есть соответствующий памятный день, но называется он Днем памяти Катастрофы и ГЕРОИЗМА и приходится на дату, связанную с восстанием в Варшавском гетто.
          Украинская историческая память сегодня также имеет две основные модели. Одна – националистическая, связанная с борьбой за создание независимого украинского государства. Другая – постимперская, рассматривающая историю украинцев в контексте общей истории «трех братских восточнославянских народов». Эти две модели также демонстрируют разный взгляд на одни и те же исторические события. Ярким примером является отношение к войне под предводительством Богдана Хмельницкого. Националистическая модель делает акцент на ее освободительном характере, а постимперская – на воссоединении Украины и России. Очевидно, кстати, что именно первая модель кардинально противоречит памяти постсоветского еврейства Украины.
          Все вышеизложенное должно привести к выводу о том, что перспективы украинско-еврейского взаимопонимания зависят от перспектив изменения моделей исторической памяти у одного или обоих народов. Такие изменения могут быть следствием только общего изменения мировоззрения, то есть видения целей и перспектив исторического развития. Понятно, что спрогнозировать их направление сегодня трудно.
          Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект. Уже много лет продолжаются попытки достичь сознательного украинско-еврейского взаимопонимания. Но при этом забывают, что обе стороны диалога не являются монолитными. Поэтому, например, когда украинские диаспорные организации пытаются найти общий язык с политической и интеллектуальной элитой Израиля, это никак не влияет на отношения двух народов на территории Украины.

          Андрей Портнов: В Украине достаточно широко распространено представление о том, что евреи в Украине всегда принимали сторону сильнейших политических сил. И об инерции такого мышления также стоит говорить откровенно. Йоханан Петровский-Штерн недавно издал на английском языке книгу о евреях, которые, как он пишет, сделали сознательный антиимперский культурный выбор и стали украинскими писателями. Насколько мне известно, издательство «Критика» готовит перевод этого труда. Какие еще проекты, по Вашему мнению, могли бы способствовать преодолению взаимных стереотипов?

          Виталий Нахманович: Вы знаете, «що занадто, то не здраво». Это я к тому, что в последнее время политкорректность требует от нас запрещать самим себе даже думать, а не то что говорить вещи, которые могут кого-то обидеть или которые можно ассоциировать с определенными табу. А когда речь идет о евреях, то стигматы Холокоста заставляют всех вообще дуть на воду. Мне кажется, что это плохая услуга, ведь люди же не слепые и из-за такого поведения мы в определенный момент просто теряем всякое доверие.
          Поэтому следует признать, что это «распространенное представление» и «инерция мышления» имеют вполне реальную почву. Любая диаспора в любой стране всегда стоит на стороне доминирующей политической силы. Конечно, если власть целенаправленно ущемляет диаспору и не предоставляет ей возможностей для успешной интеграции, эта диаспора или начинает эмигрировать, или становится на сторону оппозиционных и даже революционных сил. Именно так произошло с евреями в последние десятилетия существования российской и советской империй, когда власть переходила к целенаправленным притеснениям, открыто провозгласив, что евреи являются нежелательным сообществом в государстве.
          С такими проблемами сталкиваются в определенный момент все империи, если они от прогрессистско-объединительных цивилизационных проектов, предусматривающих ассимиляционную модель общества, переходят к консервативно-охранительным и ограничиваются стремлением сохранить идентичность государствообразующего этноса. Причиной этого становится кризис определенной имперской идеи, и отражается он практически на всех этнических или конфессиональных меньшинствах. Кстати, в последний период существования царской России и СССР не только евреи были поставлены в оппозицию к существующему режиму.
          Но все это касается периодов цивилизационного кризиса. Если власть остается открытой для меньшинств, они всегда будут лояльными ей и ее общественно-политическому проекту. Что касается евреев, то эта лояльность может колебаться в пределах от экономической интеграции (как в первой Речи Посполитой) до полной культурной ассимиляции (как в СССР). Очевидно, что в ситуации, когда власть по-разному относится к разным сообществам, их позиции по отношению к власти тоже различаются. Именно такая ситуация неоднократно возникала на украинских землях.
          В польские времена они стали объектом экономической и религиозной колонизации, причем евреи выступали как агенты первой из них. Евреи не просто получили в Польше убежище от преследований в немецких государствах, польская социально-экономическая система оставила им большую и привлекательную нишу, где они смогли создать настоящий «status in statu», то есть «государство в государстве». Напротив, украинцы выступали как объект колонизации и эксплуатации, поэтому достичь взаимопонимания было трудно.
          Евреи и украинцы были близки в своем противостоянии властям в периоды кризисов империй, когда находились под давлением власти, но в дальнейшем их пути опять расходились. Во время украинских революций большевистская власть вследствие своих идеологических установок оказалась наиболее лояльной к евреям, как самым притесняемым при царском режиме. Вместе с тем она была решительно настроена против украинской независимости, поскольку имела целью создание всемирного советского социалистического государства. В современной же Украине евреи, которые во времена СССР почти полностью ассимилировались, чувствуют себя некомфортно из-за того, что вынуждены менять культурно-языковую идентичность.
          Тут надо понимать еще один аспект. Когда речь идет о политической лояльности или направления ассимиляции целого сообщества, нет смысла обсуждать моральную сторону вопроса. К сожалению, в социальных процессах преобладают более материальные аргументы. О лояльности мы уже говорили, что касается культурной ассимиляции, то определяющими являются также последующие социальные перспективы. Массовая ассимиляция всегда идет в направлении культурно и/или политически доминирующего сообщества. Пока украинская культура оставалась крестьянской культурой угнетенных слоев, евреям не было никакого смысла связывать с ней свое будущее.
          К сожалению, эта ситуация не изменилась коренным образом и сегодня. Поэтому, только если Украина, с одной стороны, утвердится как политически и культурно независимое государство, а с другой, не выберет закрытую националистическую модель развития общества, она сможет ожидать лояльности со стороны меньшинств, в частности, евреев.
          Что касается упомянутого Вами труда Йоханана Петровского-Штерна, то если всех лояльных украинскому делу евреев можно перечислить в одной книге, это само по себе уже является доказательством моего мнения. Представляете ли Вы себе серьезную книгу, посвященную ВСЕМ евреям, внесшим вклад в русскую, немецкую или американскую культуру?

           

           

           

           

          historians.in.ua

          Наверх

           
          ЕК: Всплеск антисемитизма напоминает самые мрачные времена
          05.11.2023, Антисемитизм
          Президент Герцог призвал людей всего мира зажечь свечу в память об убитых и павших
          05.11.2023, Израиль
          Израиль объявил Северный Кавказ зоной максимальной угрозы и призвал граждан немедленно покинуть регион.
          01.11.2023, Мир и Израиль
          Генассамблея ООН призвала Израиль к прекращению огня в Газе - результаты голосования
          29.10.2023, Международные организации
          Опубликованы уточненные данные по иностранным гражданам, убитым или пропавшим без вести в результате атаки ХАМАСа
          18.10.2023, Израиль
          Исторический визит Байдена в Израиль
          18.10.2023, Мир и Израиль
          Посол Украины в Израиле и украинские дипломаты сдали кровь для бойцов ЦАХАЛа и раненых
          12.10.2023, Мир и Израиль
          Шестой день войны в Израиле
          12.10.2023, Израиль
          МИД Украины опубликовал данные о погибших и раненых гражданах в результате нападения террористов ХАМАСа в Израиле
          11.10.2023, Мир и Израиль
          Десятки иностранцев убиты или похищены боевиками ХАМАС
          09.10.2023, Израиль
          Все новости rss